Более 50% рабочего времени персонал российских компаний расходует неэффективно, подсчитали эксперты группы компаний «Институт тренинга — АРБ про», которые в декабре 2008 г., проводя исследование «Управление персоналом в условиях кризиса» наблюдали, а затем опрашивали 2 788 служащих 12 российских компаний, работающих в Москве, Санкт-Петербурге, на Урале и городах Северо-Западного и Центрального административных округов.
По данным исследования, офисный персонал российских компаний в среднем неэффективно использует 4 часа 25 минут рабочего времени. Из них примерно 80 минут рабочие тратят на перекур, 60 минут на чаепития, еще около часа уходит на неформальное общение с коллегами; еще 45 минут занимает период, когда до и после обеда снижается интенсивность работы служащих. Кроме того, в среднем по 15 минут приходится на опоздания и преждевременный уход с работы. Итого: полдня — простой.
Самооценка загруженности персонала показывает иные результаты: рабочие полагают, что они тратят эффективно 87% рабочего времени, специалисты — 93%, руководители среднего и высшего звена уверены, что эффективны на 95% и 97% соответственно. «В России недооценивают влияние напрасного использования рабочего времени на эффективность бизнеса как акционерами, так и большей частью персонала», — уверен управляющий «Института тренинга — АРБ про». По оценке его компании, в прошлом году средняя выручка на 1 сотрудника в Японии составляла $522 300, в ЕС — $509 000, в США — $443 000, тогда как в России — $247 000.
Российские компании обладают большими резервами эффективности. Возможно, кризис и массовые увольнения персонала заставят сотрудников и их руководство внимательнее относиться к ежедневному трудовому распорядку, научат работать с большей эффективностью.